Близится зима и мы пытаемся по-максимуму довести строительные работы до закрытия на зимний сезон. В этом году сделано немало: забетонированы полы в здании и сделаны ступени на входах, установлена кровля, на которую так же закуплен металл. Работы на кровле возобновятся по весне, зимой будут собираться средства для оплаты строителям. Установлены окна, скоро появится основная входная дверь. Надеемся, что общими трудами в следующем году мы сможем установить купола и произвести внутренние работы.
Начались кровельные работы на строящемся здании храма, закуплен кирпич для продолжения возведения колокольни. Это стало возможным благодаря поддержке районных властей и организованному сбору средств. Было собрано порядка 40 миллионов на благотворительном счету райисполкома и переведено из средств, заработанных на субботнике немногим более 100 миллионов белорусских рублей. В настоящее время накрыты малые крыши, планируем до холодов закрыть алтарь. Но на основную крышу средств пока недостает. Необходимо и переработать проектную документацию в целях упрощения и удешевления кровли основного здания. Работы по установке начнутся по окончанию зимнего периода. Православный приход благодарит всех, кто оказал помощь в сборе средств. Особая благодарность нашим итальянским друзьям из города Бормио. Фонд "Поможем им жить", с помощью которого наши дети получают возможность отдохнуть в Италии, поправить свое здоровье, уже в течение нескольких лет собрал и передал для строительства храма порядка 7тысяч. Искренняя благодарность Джулио Масса за неравнодушие к нашему общему делу. Этот человек, католик, очень добрый и верующий, поставил своей целью собрать средства на наше строительство. Поучиться такому отношению нужно каждому из нас. Далекие оказываются гораздо ближе тех, кто рядом!
Дорогие наши мамы и уважаемые папы, мы понимаем, что с маленькими детьми трудно выстоять всю службу и рады, что вы находите возможность приносить детей ко Причастию. Если вы собираетесь прийти на Причастие, то пожалуйста делайте это не позднее 10 часов. Литургия начинается в 9.00. И около 10 с небольшим начинается Причащение. Не опаздывайте!
В последние годы стали заметны внутренние перемены, происходящие в нашей Церкви. Многие православные христиане, особенно в крупных городах, начали чаще причащаться, многие из них — на каждой воскресной Литургии. Это вызвало дискуссию, мысль о пересмотре вопроса частоты причащения. Сложившаяся традиция считает благочестивой нормой причащаться несколько раз в год, постами. Частое причащение может порой вызвать сомнения, укор в неблагочестии, в легкомысленном подходе к Таинству.
Практика причащения: порядок и индивидуальный подход
Существующая практика подготовки к причащению требует от человека большого напряжения. Люди, которые причащаются часто, раз в две недели, несколько раз в месяц — оказываются в сложном положении. В нашем церковном календаре и так постных дней больше, чем непостных, потому пятидневный пост перед причастием становится для них тяжелой ношей.
Давно назрела необходимость в документе, который бы рассмотрел разные практики частоты причащения, снимал бы подозрения с тех, кто причащается часто. И в этом смысле тональность документа очень хорошая, она позволяет людям, конечно, с советом духовника, свободно выбирать для себя ту практику, которая им по силам. Не отвергается и опыт прежних лет, когда человек причащается не очень часто, но дольше готовится к причастию.
Очень отрадно, что в этом документе особое внимание было уделено причащению на Светлой неделе.
В документе важное место отводится благословению духовника. Без всякого сомнения, это очень хорошо, но мы должны понимать, что в нашей Церкви далеко не у каждого христианина есть духовник. К тому же мы знаем из церковной практики, что мнения духовников в разных приходах могут противоположными — в том числе о практике причащения. Кто-то говорит, что надо причащаться строго каждое воскресение, и на самом деле — это жесткая позиция для прихожан. Как и мнение, что причащаться следует лишь постами. Общецерковный документ должен стоять над частными мнения духовников, сделав одинаково равноправными различные практики частоты причащения и подготовки к Причастию.
Еще один важный момент: в проекте документа упор сделан на личное благочестие. Общинная жизнь, в основе которой — Евхаристия, оказалась выпавшей из документа. Там не говорится о том, что совместное причащение прихожан на Литургии есть центр созидания общины.
Детское правило
Думаю, необходимо убрать из этого документа или изменить то место, где речь идет о подготовке детей к Причастию. Там написана фраза, которая может перетолковываться священниками по-разному: «К семилетнему возрасту ребенок должен твердо привыкнуть причащаться натощак, с этого же времени следует учить ребенка соблюдать перед причащением посильный однодневный пост и прочитывать молитвословия из Последования ко Святому Причащению».
Такая постановка вопроса очень опасна. Ребенок, без всякого сомнения, должен готовиться к Причастию, в том числе и молитвенно. Но требовать от семилетнего человечка прочитать правило из 11 молитв и канона — шаг к тому, чтобы у него пропало желание причащаться.
Другое дело, что давно уже надо озаботиться проблемой разработки молитвословий специально для детей, в том числе, для подготовки к причастию, где все — простыми словами, с небольшим количеством текста. Об этом никто не думает, к сожалению. А наши молитвенные правила, которые есть в молитвословах, одинаковы для первоклассника и для пенсионера, который не ходит на работу.
Отдельный вопрос — об исповеди детей перед причастием. Вновь указан возраст, в котором для ребенка исповедь уже является обязательной — 7 лет, в документе он назван для нашей Церкви традиционным, при этом упоминается также каноническое правило — обязательная исповедь с 10 лет. Не все дети к 7 годам готовы сознательно исповедоваться. Поэтому важно, чтобы в документе было несколько возможных вариантов, указывающих, когда, в каком возрасте стоит начинать исповедовать маленьких прихожан.
Исповедь — часто или редко?
Вызывает вопрос то, что в документе подчеркивается необходимость исповедиперед каждым причастием, кроме Страстной и Светлой Седмиц.
Человек причащается редко, исповедуется перед Причастием, и это считается благочестивым. Если такой человек причащается постами, в праздники — сколько раз он исповедуется? Возможно, не более 10 раз в году. Это воспринимается нормальным. Так почему человек, который причащается каждое воскресенье, должен исповедоваться больше? Возрастает ли в этом случае его благочестие? Считается ли, что человек, который причащается редко и редко исповедуется — гораздо благочестивее того, кто причащается часто, но исповедуется не перед каждым Причастием, а, скажем, раз в месяц, или раз в две недели?
Если человек перед каждым причастием должен снова и снова подходить под разрешительную молитву, это делает исповедь формальной. А этого хотелось бы избежать.
Я понимаю опаску составителей, потому что практика многих поместных церквей не предполагает обязательной исповеди перед причастием, и там случается такое, что люди годами не исповедуются, но к Причастию подходят. Можно избежать такой крайности, не впадая в другую крайность. Если человек причащается каждое воскресенье, готовится, молится перед Причастием, не бежит от исповеди, не прячет грехов, то он не должен исповедоваться чаще людей, причащающихся несколько раз в год.
Когда мы говорим о частоте причащения и об исповеди перед причастием, необходимо каким-то образом дать хотя бы небольшую возможность духовникам и самим мирянам свободы подхода к исповеди, объявив, что желательным исповедоваться не реже какого-то конкретного временного отрезка. Например, для всякого православного христианина было бы естественным исповедоваться хотя бы раз в месяц — не реже. Можно чаще. Но не реже раза в месяц. Это может быть провозглашено, как некая норма духовной жизни, некая планка, к которой человек должен стремиться. А причащаться, хочешь раз в месяц, хочешь чаще, хочешь — исповедуйся перед каждым причастием, если есть такая необходимость. Не надо превращать исповедь в пропуск к причастию.
Документ: оставить возможность для изменений
Документ начинается с хорошей информативной исторической справки. Он составлен с большой осторожностью, и это понятно, вполне уместно. При этом очевидно, что после принятия он должен иметь возможность для пересмотра, внесения каких-то изменений.
Главное, в нем есть, что обсуждать.
Источник: Сайт храма Святой Троицы в Хохлах